Учитель обзывает учеников дебилами?


  Учитель обзывает учеников дебилами?

Учитель обзывает учеников дебилами? Это не повод уволить ее из школы!

Школу № 6 Владивостока сотрясла тревожная новость: Елена Викторовна возвращается!..

Учительницу математики Е. В. Грудину уволили весной прошлого года. Она долго судилась и победила. «Восстановить на работе. Взыскать в пользу Грудиной Е. В. заработную плату за вынужденный прогул в сумме 238 847 руб. 52 коп.», — решил краевой суд.

В ответ в адрес уполномоченного по правам человека в Приморском крае полетело богатое на откровения письмо инициативной группы родителей учеников:

«Учитель математики Грудина Е. В. работает в СОШ № 6 15 лет под постоянные жалобы от учеников и родителей: унижает детей, обзывает, оскорбляет. В последнее время учитель совершенно перестала контролировать свое поведение. Выражения «дураки», «дебилы», «тупые», «на голову припаренные», «твою мать», «поросячьи морды» льются фонтаном из ее уст.

Когда наши дети стали повторять дома фразы учителя «Хватит чесать свои яйца!», «Девочки любят многочлены, поэтому, мальчики, проверьте, как там у вас в штанах», «Мелешь своим поганым языком, дерьмо!», — наше, родителей, негодование вышло за все пределы.

Мы возмущены и решительно не согласны с решением Приморского краевого суда!

С ужасом ждем возвращения Грудиной Е. В. Встречая наших детей на улице, она… требует, чтобы все перед ней извинились. Страшно подумать, что будет. Начнется открытая травля. Дети в опасности!»

— Я столкнулась с Грудиной первый раз еще три года назад, — поделилась со мной одна из родительниц. — На уроке математики за то, что не смогла сразу ответить на вопрос, дочь обозвали дурой. Я пошла в школу разбираться и услышала: «Сами дебилы и детей-дебилов нарожали». Ошарашенная, поговорила с другими мамами. Оказалось, моя девочка — не единственная, кого унижают. Я сказала ей, чтобы записывала речи учительницы на диктофон. Потом поставила свою подпись под коллективным письмом от родителей. Дочь умоляла хранить это в тайне, а то «придет хана». Но я решила идти до конца. У меня еще один ребенок, и я не хочу, чтобы ему «повезло» так же, как старшей.

ПРИУЧЕНЫ С МЛАДШИХ КЛАССОВ

Для начала позволю себе отступление. Несколько лет назад мы, тогда студенты, получающие второе высшее образование по специальности «психология», пришли в эту сверкающую небывалым евроремонтом школу на практику.

Десять уроков у второклашек, тестирование проблемных учеников, выводы, рекомендации… Мой подопечный, маленький Мишка, с трудом тянул учебную программу, плохо отвечал на вопросы да, на беду свою, заикался. Такому ученику с точки зрения науки педпсихологии требовался особо тонкий подход. Но учитель, не стесняясь
40de
чужого присутствия, орала и колотила указкой по Мишкиной парте. Класс замирал.

Я вспомнила этот эпизод, читая материалы гражданского дела по иску Грудиной Е. В. о восстановлении на работе. «За какой аморальный проступок меня уволили, я не знаю, — говорила истица суду. — Я всегда одинаковая с учениками. Образные выражения не применяла. Хуже слова «дурак» не говорила. Бывало, прикрикнешь для дисциплины, но пугать — никогда. Их ничем не запугаешь. Они приучены с младших классов».

Не возразишь!

Школу № 6, где внешне все красиво, любят посещать большие начальники. Недавно, в День учителя, педколлектив лично поздравил городской голова. Двумя годами раньше с подачи школьной администрации мэр подписал «вещдок», сыгравший недавно в суде, — Почетную грамоту со словами «Награждается Грудина Елена Викторовна за высокий профессионализм, результативность, эффективное использование современных образовательных технологий…».

Может, о грязной ругани на уроках школа не знала? Так не бывает. Директор Лариса Геннадьевна Кудряшова призналась, что из двадцати лет пребывания на посту руководителя лет десять слышит жалобы на Грудину. Но почему-то за все долгие годы в трудовой книжке Елены Викторовны одни благодарности.

Тогда с чего это вдруг сейчас все всплыло?

«АМОРАЛЬНАЯ КОМПЕНСАЦИЯ»

— Как с чего? — удивляется завуч по воспитательной работе Лина Яковлевна Суворова. — С заявлений родителей и аудиозаписей, сделанных ребятами на уроках.

Включаем. Математика в 6-м «В». Ученик решает пример у доски. Учитель кричит так, что страшно уже за нее саму — не забилась бы ненароком в падучей. Но, как говорится, не дождетесь! Будто нажали на кнопку — и «больная» переключилась. Шутит: «У тебя было время подумать, пока я орала. Не реви! Мужик называется. У тебя и жена, и теща будут. Привыкай, со мной научишься выдерживать натиск!»

Урок катится дальше.

— Я в тот день была на взводе, — парирует Грудина. — Да, накричала. Вечером позвонила маме ученика, извинилась. У нее ко мне претензий нет. А все остальные записи, где якобы я ругаюсь, — монтаж. У нас в школе хорошая телестудия, классная аппаратура. Что угодно нахимичат.

Мы сидим с ней у нее дома на кухне. Елена Викторовна периодически хохочет, как Зевс-громовержец.

— Мое увольнение — тщательно спланированная акция с привлечением детей и родителей. Да, я человек жесткий, авторитарный. Но иначе нельзя.

— В школу вернетесь?

— Не скажу. Пусть боятся. Военная тайна!

«Высокий профессионал» Е. В. Грудина надела на себя терновый венец правдоруба. Он ей не колет, не жмет. Елена Викторовна с жаром доказывает, что подверглась гонениям совсем не за «гнилой базар», а за критику руководства:

— Есть у нас внебюджетный надтарифный фонд. Аферисты из школьной администрации все деньги гребут под себя. Я это разузнала — у меня связи в налоговой — и вывела их всех на чистую воду. На педсоветах открыто требовала честного распределения надбавок. Жаль, не обратилась в прокуратуру, но — ха-ха-ха! — все еще впереди…

— Она и в суде это говорила, — волнуется директор школы Кудряшова. — Но мы доказали, что Грудина получала не меньше, а порой и больше остальных.

В качестве доказательств директор предъявила в суде школьные финансовые документы: распределение надтарифного фонда, назначение стимулирующих надбавок из городского бюджета «за напряженность и сложность выполняемой работы». По ходу судебного процесса мелькали учительские гроши — жалкие суммы размером от нескольких сотен до полутора тысяч рублей. За все про все ежемесячно учитель высшей категории получал (и получает) порядка 15 тыс. руб.

Да, зарплата унизительная. Да, чудаков вкалывать за такие деньги мало, хоть в Красную книгу заноси. Зато согласно опыту Грудиной чудом выжившим и все еще обитающим в наших школах «педагогам», похоже, позволено унижать учеников. Такая «аморальная компенсация» за вредное «производство» и низкий тариф.

— Главное — уроки ведутся, а на детали закрывались глаза, — говорит по этому поводу школьный психолог Марина Гурбатова.

Но пришел день, и «детали» от Е. В. Грудиной посыпались не только на бедные детские головы.

— Она ж матом ругалась на педсоветах, — в ужасе шепчут коллеги.

Вот это-то, видимо, и переполнило душу руководства. Грудина, напоровшись на приказ об увольнении, как рассказывает директор, за словом в карман не полезла: «Да засуньте себе ваш приказ в …!»

СУДЬЯ СЛЕЗАМ НЕ ВЕРИТ?

Фрунзенский районный суд Владивостока рассматривал иск Грудиной о восстановлении на работе три раза в трех составах судей. И все три раза признавал недопустимость ее поведения, отказывал в иске.

Однако не всех убедили аудиозаписи и показания детей и родителей. Районная прокуратура, например, возражала (цитирую): «Основанием для увольнения должен быть не только установленный факт совершения аморального проступка, но и доказанная невозможность продолжения виновным работником трудовой деятельности с осуществлением воспитательных функций».

— Разве то, что позволяла себе учитель на уроках, совместимо с педагогикой? — удивляется пассажу прокуратуры судья Фрунзенского суда Наталья Шевякова. — Я убеждена, и это доказано: со стороны Грудиной имело место психическое насилие над личностью. А это разновидность аморального проступка. В зале суда дети, вспоминая о том, как их оскорбляли, едва не плакали…

Решение районного суда Грудина обжаловала в краевом. И он спокойно вернул «педагога» в школу, дескать (еще цитата), «районный суд не дал анализа всем обстоятельствам дела в совокупности».

ВСЕ обстоятельства таковы, что родители учеников средней школы № 6 раскололись сегодня на два враждебных лагеря. 6-й «В» против Елены Викторовны, но есть и те, кто за. Родители учеников 6-го «А» создали свою инициативную группу и написали в суд письмо в защиту «прекрасного педагога» и «талантливого учителя». В отличие от 6-го «В» аудиозаписей с мобильников в доказательство достоинств Грудиной ее фанаты не представили. Но взрослые дяди и тети проговорились о наболевшем: «Уроки математики никто не ведет, у детей начинается отставание». Читай: пусть, елы-палы, работает дорогая Елена Викторовна. Впереди — ЕГЭ и прочие ужасы. Не до «деталей».

По логике тех, кто за Грудину, наказывать математичку не за что. Ну бывает, вызвала к доске, обозвала дураком. Или всыпала ученице за пропуск урока: «Что, по всем подвалам тебя вчера протащили? Лежать под кем-то — хо-хо! — легче, чем учить математику».

Однако даже те, кто сегодня за Грудину, не могут не знать: дети ее боятся. Но не принято у нас наказывать педагога за то, что ребенок боится идти на его урок. Боишься — дуй к школьному психологу. Тот подскажет, как справляться с тревожностью. Способ один, говорит психолог Марина Гурбатова. Самовнушение. «Я спокоен, я справлюсь, я абсолютно спокоен…»

…Грудина попробовала себя на ниве образования 17 лет назад, когда по проектным организациям, где она трудилась инженером-технологом, сокращали КБ (конструкторские бюро). Безработный специалист по металлорежущим станкам пришла в школу. С тех пор и «режет» по деткам.

«Иначе, — говорит, — нельзя».

А КАК У НИХ?

Рахель, отойди от доски!

История для отечественной школы, увы, типичная. Причем настолько, что иногда нам, родителям, кажется едва ли не нормальной. Ведь та же Елена Викторовна знания давала, выпускала в большую жизнь отличников по ЕГЭ и победителей олимпиад. А душевные травмы у ребяток от ее сокрушительного ора… Ничего, переживут!

Однако так относятся к детям далеко не везде.

ИЗРАИЛЬ

Вот как описывает атмосферу тамошней школы писатель Дина Рубина:

«Бедные бывшие советские учителя, вызубрившие здесь иврит и сдавшие сложный экзамен на право преподавать… Не все они остаются работать в средней израильской школе. Не в силах вынести душа советского педагога этого свободного разгуливания по классу посреди урока, этого полуприятельского-полунасмешливого обращения ученика к учителю, этого гипертрофированного и тщательно оберегаемого всем обществом чувства личной свободы и человеческого достоинства каждого сопляка.

Разговор с моим десятилетним племянником Борей:

— Сегодня такой трудный урок был по математике… Хорошо, что я успел с доски все списать. Мне все время Рахель мешала. Заслоняла.

— Надо было попросить ее…

— Я и попросил. Крикнул: «Рахель, да отойди наконец, мешаешь!» И все переписал.

— Рахель — это девочка из твоего класса?

Боря (удивлен моей тупостью):

— Да нет, это учительница математики!»

США

О том, какие оценки получает ученик, не знают ни родители, ни одноклассники. Учитель НИКОГДА не будет объявлять перед всем классом, кто сколько заработал на
последней контрольной. Только тет-а-тет ученику, чтобы, не дай бог, не унизить, не обидеть сравнениями. То же и с родителями — если школьник сочтет нужным, он поставит папу с мамой в известность о своей успеваемости. Даже если родители придут к учителю за информацией, не факт, что тот грозно обрушится на них со списком прегрешений ребенка. Отъявленного лодыря и двоечника сначала в любом случае похвалят: умный, способный, талантливый, вот только пока не может с собой справиться.

Почему так все устроено? Да потому, что задача школ на Западе — воспитывать здорового, уверенного в себе гражданина, а не закомплексованного персонажа с головой, набитой мало где применимыми знаниями.

Подготовил Александр БОРИСОВ.

ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА

Подготовка к жизни

Прочитал этот материал и вспомнил своего учителя русского языка Юрия Константиновича Снегирева. Как-то 1 сентября он зашел в класс и с порога объявил:

— Вы теперь девятиклассники, взрослые люди. Отныне я буду к вам обращаться только на вы…

Как же это резануло слух!

И в школе лучшего учителя России 2010 года Михаила Случа со всеми учениками — даже с первоклашками — учителя здороваются за руку…

И это тоже удивляет.

Потому что мы привыкли: наша школа — это по-настоящему школа жизни. Именно здесь дети обычно узнают, что в сочинении нужно писать не то, что на самом деле думаешь, а ту точку зрения, которая представлена в учебниках. Что спорить с тем, у кого больше прав (с тем же учителем), — бесполезно. И что он в случае чего может отомстить — например, плохой оценкой. Что ученик — существо бесправное и стоящее на низшей ступеньке по сравнению с учителем — носителем знаний и истины в последней инстанции.

И с этой точки зрения истеричный труд Е. В. Грудиной — благо. Елена Викторовна ведь искренне убеждена, что хамством, унижением, не меньше чем теоремами и аксиомами, готовит своих учеников к жизни. Пусть закаляются — не так больно будет, когда пошлют в чиновничьем кабинете, обхамят в поликлинике, опустят в магазине… Хотя возможен и такой вариант: эти же «закаленные» ученики и встанут за прилавок магазинов или сядут в чиновничьи кресла. И тогда… Сами знаете, что тогда!

…Как-то был в гостях у писательницы Ирины Ратушинской. В 80-е годы она отсидела много лет за «антисоветскую деятельность». Приятельница Ирины за столом сокрушалась: «Не знаю, как мой сын пойдет в армию!» Рядом сидел плечистый красивый парень, только что окончивший престижный вуз.

— Не бойся, ничего с ним там не будет! Посмотри, как он спину держит! — заметила Ира. — В тюрьме, как и в армии, нужно уметь держать спину прямо.

А у нас столько сутулых… И дело не в болезнях позвоночника. Дело в том, что над конфигурацией позвонков усиленно работают Грудины.

Без рубрики
.